Регистрация
анализ стихов
репетитор по русскому языку
Поэтический календарь
Сертификат владельца сайта
Сертификат владельца сайта http://www.natalia-ruslit.ru/
Главная задача образования состоит в том, чтобы сделать свой ум собеседником, с которым было бы приятно вести беседу
Сидни Харрис
рособр
педпроект
фестиваль
Федеральный портал "Российское образование"
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
Единое окно доступа к образовательным ресурсам
хкиро
Сейчас на сайте: 5

Версия для слабовидящих
Статистика сайта

 

Яндекс.Метрика
счетчик посещений
Проверка слова
www.gramota.ru
год добровольца

До конца учебного года осталось


Методическая разработка «Образовательное событие духовно-нравственной направленности».

"Мой Пушкин" Литературный бал для учащихся 7-8 классов

Цель:  Способствовать духовно-нравственному воспитанию и образовательному росту участников бала.

Задачи:

1.  Расширять литературный кругозор учащихся, привлечь учащихся среднего звена к чтению произведений русской классической литературы.

2. Формировать речевую культуру учащихся через выразительное чтение поэтических и прозаических текстов.

3. Показать красоту  танцев, исполняемых на балах, приобщить учащихся к прекрасному через знакомство с лучшими классическими произведениями русской музыкальной культуры.

4. Повысить мотивацию самосовершенствования, как в эстетическом, так и интеллектуальном плане.

Форма события: литературный бал

Оборудование: Мультимедийная презентация (наглядные материалы к творчеству А.С.Пушкина), музыкальные произведения: полонез, вальсы С. Прокофьева, Г. Свиридова

План события:

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Выход участников Бала в зал под музыку полонеза (непременное условия: девочки -в бальных платьях, мальчики – классические черные брюки, галстук-бабочка)
  3. Начало. «Почему Пушкин всегда современен?»
  4. Мое открытие Пушкина.
  5. Лицей. (Сценка Пушкин на уроках)
  6. Танцевальный номер 6-7 классы (вальс).
  7. Подготовленные ученики читают стихи Пушкина о дружбе.
  8. Танцевальный номер 8 классы (вальс).
  9. Поэт и история. Поэт и современность. (Сцена свидания Гринева с Пугачевым «Капитанская дочка»).
  10. Заключительное слово учителя.
  11. Финальный выход участников бала.

Ход события

Вступительное слово учителя

Сегодня в нашем лицее литературный бал. Наша встреча  посвящена А.С.Пушкину. У каждого из нас – свой Пушкин. У каждого возраста – свой Пушкин. Проникнув в душу однажды, пушкинское слово не покидает нас никогда.

Всем читающим по-русски, всем знакомым с лирикой Пушкина в оригинале, даровано высшее благо, войти в непосредственное личное общение. Счастливцы слышат живые переливы его голоса и, водя пальцем по строке, улавливают его пульс. Этим счастливцам дано от страницы к странице блуждать по просторам поэтического мира Пушкина.

Непосредственный разговор с Пушкиным дает ощущение великих сил его души. При чтении поэт оказывается рядом с читателем, требуя немногого, но это немногое оказывается многим. Пушкин требует немногого – чтобы собеседник был человеком…

Встречайте участников литературного бала!

Выход участников Бала в зал под музыку полонеза. Участники садятся на подготовленные места.

1 НАЧАЛО. Выход ведущих. на сцену (Слайд 1. Портрет А.С.Пушкина художник Кипренский О.А.)

Ведущий 1:

                     Есть имена – как солнце,

                     Имена, как музыка,

                     Как яблони в рассвете.

                     Мы говорим о Пушкине – поэте,

                     Действительном в любые времена.

Ведущий 2:

 Почему Пушкин всегда современен? Почему его произведения о далеких событиях и людях и теперь читаются с неослабевающим интересом?

Ведущий 1:

Н.В.Гоголь говорил о Пушкине, как о русском человеке, каким он станет в своем развитии, может быть через двести лет! Приглашая людей будущего полюбоваться их собственным портретом в начале 21 века! Гоголь увидел в волшебном «чудо-зеркальце» пушкинского творчества Россию будущего.

Ведущий 2:

 А если представить…

Ведущий 1:  что «дым столетий» не отодвинул, не скрыл от нас живого Пушкина. Для нас он не только величественный и бронзовый лик. Ведь каждый из нас может сказать: «МОЙ ПУШКИН».

2. МОЕ ОТКРЫТИЕ ПУШКИНА. (Учащиеся 6 класса)

Выходят ученик и ученица.

Ученик: Я еще не читаю, а только слушаю. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

Я слышу добрый и такой родной голос мамы.

(Подготовленные ученики  читают отрывок из сказки  «Елисей не унывая…» до конца.).

(Слайды3,4,5,6,7,8,9 с иллюстрациями из сказок Пушкина)

Ученик:  Сказка прочитана. Тихая, неторжественная, очень печальная и добрая. И я прошу взрослых снова и снова читать Пушкина. Мне хочется слышать пушкинское слово, и едва научившись читать я беру в руки книгу «Сказки Пушкина». Так начинается для меня «Мой Пушкин».

Музыка 3

(Слайд 10  «Пушкин-лицеист». Скульптор Р.Р. Бах 1900).

3. ЛИЦЕЙ.

Ведущий 1:

Куда бы нас ни бросила судьбина

                     И счастие куда б ни привело.

                     Все те же мы, нам целый мир чужбина

                     Отечество нам – царское село.

(Слайд 11 Пушкин на лицейском экзамене. Художник Репин Е.Г.)

Ведущий 2: Слова эти выгранены на постаменте памятника  юноше-Пушкину в садике, у входа в лицей. Сколько прекрасных стихов посвящено им лицею! Сколько воспитанников увековечено в них!

Ведущий 1: А каким он был лицеист-Пушкин? 

Подготовленные ученики читают отрывки  из книги Ю.Тынянова «Пушкин»

Отрывок 1.

«Они повторяли заданное всегда в классной комнате, каждый за отдельной конторкой. Посередине стоял черный стол. В наказание за нескромное поведение и особенно странные, неприличные и бессмысленные гримасы воспитанники сажались гувернером за черный стол.

Воспитанник Пушкин тоже бывал, сажаем за черный стол в наказание за громкий смех в классе чистописания и за пустые фигуры, которые чертил в классе немецкой словесности. Но у него не было дружбы с отчаянными. Он был угловат, диковат, ни с кем, кроме Пущина, пока не дружил».

Отрывок 2.

«Вскоре все заметили: он грызет перья на уроках – что-то чертит и записывает; думали, что он записывает лекции. Пробовали приставать к нему после лекции, он выходил из себя, и, не помня себя, готов был тут же подраться. Между тем гувернер, присутствующий на лекции сделал ему замечание, и постепенно отчаянные стали его уважать».

«Он был занят на лекции, видимо, чем-то посторонним, и, кажется, ровно ничего не слушал. Он не боялся быть последним учеником , и у него были какие-то свои, посторонние занятия. Шалуны стали к нему присматриваться. Может быть, он писал стихи?»

(Слайд 12. Учебные комнаты в Царскосельском лицее. Комната  А.Пушкина)

Ведущий 1: Однажды, закончив лекцию по русской словесности раньше урочного часа, профессор сказал:

Профессор: А теперь, господа, будем пробовать перья. Опишите мне, пожалуйста, розу стихами.

Ведущий 2:  Перья заскрипели, но стихи ни у кого не клеились. Но вдруг…

Профессор:  Опять Пушкин? Читайте…

Пушкин:

                Где наша роза,

                Друзья мои?

                Увяла роза,

                Дитя зари.

                Не говори:

                Так вянет младость!

                Не говори:

                Вот жизни радость!

                Цветку скажи:

                Прости, жалею!

                И на Лилею

                Нам укажи.

Ведущий 1:.Стихи – прелестны. Они очаровывают задорным настроением и смелым образом роза – дитя зари.

Но профессор, сам писавший стихи в старом стиле, не принимал поэзии юного Пушкина.

Профессор: Что это за стихи! Ветрены, легковесны! Пишите вы как-то не по правилам!

Пушкин:

                Помилуй, сжалься надо мной –

                Не нужны мне твои уроки.

                Я знаю сам свои пороки.

                Конечно, беден гений мой…

                А ты, мой скучный проповедник,

                Умерь ученый вкуса гнев!

                Поди, кричи, брани другого

                И брось ленивца молодого,

                О нем тихонько пожалев.

Ведущий 2: Лекция по математике. Пушкин математики не любил и на занятиях тайком писал стихи.

Профессор: Чем Вы заняты, Пушкин? Опять пишете стихи? Идите к доске. Что же вышло? Чему равняется икс?

Пушкин:  Нулю!

Профессор: Хорошо! У Вас, Пушкин, в моем классе все кончается нулем. Садитесь на свое место и пишите стихи!

Пушкин:

                В те дни, в таинственных долинах

                Весной при криках лебединых,

                Близ вод, сиявших в тишине

                Являться муза стала мне!

Ведущий 1:

                     Друзья мои! Прекрасен наш союз

                     Он, как душа, неразделим и вечен

                     Неколебим, свободен и беспечен,

                     Срастался он под сенью дружных муз!

Ведущий  2:  .Он был привезен в лицей почти ребенком  (Слайд 14. Пушкин. Гравюра Е. Гейтмана 1922 г. А.С. Пушкин. Автопортрет).

А вышел из него – гениальным поэтом!

Здесь зазвучала в полный голос его муза, здесь определился строй его мыслей и чувств.

Танцевальный номер 6-7 классы (вальс)

(Слайд 15. Пушкинская осень)

Подготовленный ученики читают стихи Пушкина о дружбе (Приложение 1)

 Пушкин:.«Поверьте, что на свете нет ничего более верного и отрадного нежели дружба и свобода»

Танцевальный номер 8 классы (вальс) Музыка 6(Слайд 16. Пушкинская осень)

4. ПОЭТ И ИСТОРИЯ, ПОЭТ И СОРЕМЕННОСТЬ. (Ученики 8А класса)

Ученик читает: Быть может, волею небес,

                           Я перестану быть поэтом,

                           В меня вселится новый бес.

                           Тогда роман на новый лад

                           Займет веселый мой закат.

                           Не муки тайные злодейства

                           Я грозно в нем изображу,

                           Но просто вам перескажу

                           Преданья русского семейства,

                           Любви пленительные сны

                           Да нравы нашей старины.

Ученики читают отрывки из своих сочинений по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

(Слайд 17. Сцена свидания Гринева с Пугачевым. Художник С.В.Ге).

Ведущий 1: «Эта  сцена – поединок великодушный, соревнование в величии.

Очная ставка внутри Пугачева, самовластья с собственным влечением сердца.

Очная ставка внутри Гринева, влечение человеческого долга с долгом воинским.

Очная ставка долга и бунта, Присяги и Разбоя. И гениальный вывод: в Пугачеве- разбойнике, одолевает человек; в Гриневе-ребенке, одолевает воин» Марина Цветаева.

Пугачев: - Что, Ваше благородие? Струсил ты, признайся, когда мои молодцы накинули тебе веревку на шею? Я чаю небо с овчинку показалось.…А покачался бы на перекладине, если бы не твой слуга. Ну, думал ли ты, ваше благородие, что человек, который вывел тебя к умету, был сам великий государь? Ты крепко передо мной виноват, но я помиловал тебя за твою добродетель. То ли еще увидишь! Так ли еще тебя пожалую, когда получу свое государство! Обещаешься ли служить мне с усердием?

Гринев усмехнулся.

Чему ты усмехаешься? Или ты не веришь, что я великий государь? Отвечай прямо.

Гринев: - Слушай; скажу тебе всю правду. Рассуди, могу ли я признать в тебе государя? Ты человек смышленый; ты сам увидел бы, что я лукавствую.

Пугачев: - Кто же я таков по твоему разумению?

Гринев: - Бог тебя знает, но кто бы ты ни был, ты шутишь опасную шутку.

Пугачев: - Так ты не веришь, чтоб я был государь Петр Федорович? Ну, добро! а разве нет удачи удалому? Разве в старину Гришка Отрепьев не царствовал? Думай про меня, что хочешь, а от меня не отставай. Какое тебе дело до иного прочего? Послужи мне верой и правдою, и я тебя пожалую в фельдмаршалы. И в князья. Как ты думаешь?

Гринев: - Нет. Я природный дворянин. Я присягал государыне императрице; тебе служить не могу. Коли ты, в самом деле, желаешь мне добра, так отпусти меня в Оренбург.

Пугачев: - А коли отпущу, так обещаешь ли, по крайней мере против меня не служить?

Гринев: - Как могу тебе в этом обещаться? Сам знаешь, не моя воля: велят идти против тебя – пойду, делать нечего. Ты теперь сам начальник, сам требуешь повиновения от своих. На что будет похоже, если я от службы откажусь, когда служба моя понадобиться? Голова моя в твоей власти: отпустишь меня – спасибо, казнишь – Бог тебе судья; а я сказал тебе правду.

Пугачев: - Так и быть. Казнить так казнить, миловать так миловать. Ступай себе на все четыре стороны и делай, что хочешь. Завтра приходи со мной проститься, а теперь ступай себе спать, и меня уже дрема клонит.

Ведущий 1: Страницы русской истории промелькнули перед нами. Судьба России – судьба поэта - судьба русской литературы. Ученые говорят, что Пушкин – первый и единственный поэт-историк. Но все же есть ли разница между историком и поэтом?

Ведущий 2: Историка интересуют события. Поэта – люди. Обращение к истории для поэта – всегда средство разобраться в настоящем, а значит, и заглянуть в будущее, ведь без прошлого нет будущего.

5.ЗАКЛЮЧЕНИЕ. (Ученик читает отрывок из сочинения )

«С каждым прочитанным произведением Пушкина я открываю для себя мир удивительный, неповторимый и прекрасный, заставляющий думать об истинной природе человека, о подлинных ценностях человеческой жизни. И пройдет еще двести, еще триста лет… Пушкин будет всегда!»

Слово учителя:

 У каждого из нас – свой Пушкин. Пушкинское слово проникает в душу однажды, чтобы не покинуть нас никогда, заставляя думать и восхищаться, удивляться красоте нашей русской речи. Заставляет чувствовать гордость. Гордость за то, что Пушкин – русский поэт. Это русская культура. И как сказал Апполон Григорьев «Пушкин – это наше все». Учитель читает стихотворение «Над пушкинской строкой...»